Не может укрыться город, стоящий на верху горы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Патарены vs. гибеллины

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

В ЖЖ credentes - блоггера, много пишущего про катаризм в Окситании и не только - вычитал:
"Итальянский катаризм XIII века становится связанным с гибеллинством. Единственной политической силой, способной выступить против такой силы, как Римская Церковь, как папство, могло быть только сословие городской олигархии, поддерживающее императора, чтобы защитить свои права и свободы: то есть гибеллины. Исторически сложилось так, что гибеллины всегда заботились о том, чтобы оказывать финансовую или даже военную поддержку еретическим верующим, и регулярно защищать самих религиозных диссидентов от нападок Инквизиции <...> Антиеретические драконовские законы императора Фридриха II на итальянских имперских территориях не действовали с молчаливого согласия самого императора, не желавшего восстанавливать против себя население. Максимум, что делали городские светские власти, где распространялся катаризм, под угрозой интердикта – так это иногда приговаривали кого-нибудь к штрафам или конфискациям. Если откуда-либо диссидентов изгоняли, то вскоре власти под разными предлогами приглашали их обратно, и они могли и дальше проповедовать и навещать верующих. Если взимались штрафы, то эти деньги в какой-либо форме возвращались. Если города вводили конституции Фридриха в свои статуты, то всегда с какой-нибудь юридической оговоркой, делавшей эти статуты фактически неэффективными. Примеров этому можно приводить множество, в частности, когда в 1221 году императору пожаловались на Эццелино да Романа, одного из наиболее влиятельных гибеллинов Тревизской Марки, что он защищает еретиков, император не отреагировал от слова «совсем», а Эццелино продолжал делать это до самого конца, нисколечко не утратив расположения императора. В 1227 году Ингерамо да Мачерата, подеста Римини, был изгнан гражданами города за то, что исполнил церковные приговоры и сжег на костре нескольких из их жен и дочерей, а также за то, что пытался имплементировать законы Фридриха в городской Статут. Означенный подеста стал жаловаться – но вовсе не Фридриху, а Гонорию III".
http://credentes.livejournal.com/120377.html
У Бруно Глогера - биографа Фридриха II - я встречаю прямо противоположенное утверждение:
"Прежде всего Фридрих обратился против секты патарианцев, которая приобрела большой вес во второй половине 11 века в ломбардских городах, особенно в Милане. Республикански ориентированное народное движение с религиозными лозунгами боролось здесь против аристократии, городского клира и римско-германского императора, который хотел уничтожить независимость городских республик. Против этого активного массового движения и была направлена открытая антипатия Штауфена. Он умышленно говорил: как арианцы нарекли себя в честь Ария, а несторианцы – в честь Нестора, так патарианцы назвались в честь страстей святых мучеников (Passion). «Так повелеваем Мы по Нашему закону проклятых патарианцев смерти предать мученической, каковую сами избрали они себе: пусть выжгут им глаза, ибо они обречены приговору пламени. Пусть Нас никогда не мучает совесть, что Мы поступили согласно их собственным пожеланиям». Тот же, кто прятал или покровительствовал еретикам, лишался своего состояния. Мысль, что «ломбардская чума» из свободной республиканской народной оппозиции может перебраться и в его сицилийское образцовое государство, заставила этого образованного латиниста прийти к такой этимологической параллели, о которой он сам никогда не задумывался. Еще в самом начале патарианцев ругали словом «pataria» («сброд») и в конце концов они взяли это ругательство в качестве почетного звания, как позднее нидерландские «бродяги». Как «патарианцы» могли, впрочем, преследоваться любые неугодные государству люди, против чего активно протестовал Папа Грегор IX. К началу реформаторского движения в 11 веке папство стало союзником патарианцев в борьбе с секуляризованным городским клиром, а также за влияние на «церковь имперскую». Поэтому теперь эта война с еретиками – официально они должны были называться именно так – не могла пойти на пользу Ватикану, так как ломбардские города рассматривались как естественные помощники в борьбе против императора".
http://www.rodon.org/gb/ibidfv.htm
(Прошу прощения за специфический перевод, где патарены (сиречь итальянские катары) обозваны "патарианцами", а Григорий - "Грегоро")
Какое из этих двух утверждений соответствует истине?

2

Плюс, как я понимаю, в Италии движения, родственные катарскому, прожили сильно дольше, чем в Окситании, хотя рулили там гвельфы.

3

Мне показалось, что здесь Глогер (я, правда, целиком его пока не читал) опирается на законодательные акты, а Кредентес - на правоприменительную практику, как она складывалась в городах, где было заметное количество еретиков.

4

Эррор Ляпсус написал(а):

Мне показалось, что здесь Глогер (я, правда, целиком его пока не читал) опирается на законодательные акты, а Кредентес - на правоприменительную практику, как она складывалась в городах, где было заметное количество еретиков.

Ну, если Фридрих II был весь из себя такой веротерпимый, то зачем же он эти законы принимал? Мне тут видится неуместная идеализация гибеллинов. Опять же, если гибеллины патаренов покрывали, а инициаторы гонений на них обращались к Папе - то чего же (по Глогеру) патарены сотрудничали с Папством?
P.S. Кстати, Фридрих ведь воспитанник того самого Иннокентия...

5

Ганс Лемке написал(а):

Эррор Ляпсус написал(а):
Ну, если Фридрих II был весь из себя такой веротерпимый, то зачем же он эти законы принимал?

Вот как раз Фридрих-то, по-моему, не был ни веротерпимым, ни не веротерпимым. Мне лично кажется, что ему всё было пофигу, кроме власти. И когда ему преследование еретиков помогало власть укрепить, он их преследовал, а когда не помогало, закрывал на них глаза.

6

Эррор Ляпсус написал(а):

Вот как раз Фридрих-то, по-моему, не был ни веротерпимым, ни не веротерпимым. Мне лично кажется, что ему всё было пофигу, кроме власти. И когда ему преследование еретиков помогало власть укрепить, он их преследовал, а когда не помогало, закрывал на них глаза.

Мне тоже так кажется. Но просто у Глогера утверждается, что в Ломбардии одно время существовал ситуативный союз патаренов с папской властью (поскольку патарены представляли интересы горожан), а у credentes - что патаренов "покрывали" гибеллины. ИМХО, тут есть противоречие.

7

Ганс Лемке написал(а):

Но просто у Глогера утверждается, что в Ломбардии одно время существовал ситуативный союз патаренов с папской властью (поскольку патарены представляли интересы горожан)

Может, Глогер периоды путает? Просто, по-моему (приду домой, в сборнике посмотрю) патаренами в конце XI - начале XII века называли не еретиков, а различные фракции горожан, участвующих в политической борьбе в итальянских городах. И там папская власть действительно одно время пыталась на них опираться (в период грегорианской реформы, например), но когда коммунальное движение приобрело сильный размах, стала плеваться и ругаться.

8

Эррор Ляпсус написал(а):

Может, Глогер периоды путает?

Не знаю - вроде как итальянские гвельфы действительно были более "городским" движением в противовес "феодальным" гибеллинам.

9

Наверное, я очень опоздала со своим ответом, но насколько я понимаю, большинство биографов Фридриха несколько путаются в ситуации борьбы с ересями в те времена, и адекватную информацию об этом можно найти у медиевистов, которые занимаются средневековым религиозным диссидентством, а не являются биографами императора. Но даже Глогер пишет, что образ Фридриха у средневековых диссидентов был всегда окружен некоей аурой романтизма, что вряд ли произошло бы, если бы он так уж преследовал бы еретиков, как это говорится в его законах. Фридрих с детства был жертвой политических игр, и прежде всего, своего опекуна Иннокентия III. Когда последний на Латеранском Соборе поддержал Фридриха в борьбе с императором Оттоном, то хотел, чтобы Фридрих был его послушной марионеткой. Фридрих издавал свои первые антиеретические указы со времени коронации, отвечая требованиям Папы, но мечтая освободиться от зависимости. В 1220 г. он инкорпорировал в антиеретические указы требования Латеранского Собора. Когда папой стал Григорий IX, родственник Иннокентия, в 1227 г, Фридрих принял в Равенне еще один имперский закон против еретиков, вводивший и смертную казнь на костре для тех, кого Церковь признает еретиками, и одинаковые наказания для еретиков и для их защитников, и специальную защиту для Ордена братьев-проповедников. Когда Фридрих столкнулся с тем, что Григорий IX назвал его лжецом и отлучил от Церкви за то, что он из-за болезни не смог участвовать в крестовом походе, то Фридрих был вынужден заплатить своими дальнейшими весьма жестокими Статутами 1231 года по борьбе с еретиками и ограничением своих имперских привилегий за снятие этого отлучения. Одним словом,  по мнению многих историков, Фридрих IIбыл убежден в том, что преследование «ереси» является одной из основных обязанностей правителя. Однако сама история того, каким образом принимались эти Статуты, заставляет усомниться в этой гипотезе. Самый первый из Статутов, где были изложены основы всего последующего драконовского антиеретического законодательства – так называемый коронационный эдикт 1220 года – был написан юристами Римской курии и прислан за ночь перед коронацией на подпись Фридриху, чтобы немедленно вернуть его в Рим и огласить от имени императора. После этого коронационный эдикт Фридриха был тут же послан Папой Гонорием в Болонский университет для изучения в качестве образца практического законодательства. Остальные, еще более жестокие законы, появлялись всякий раз, когда Фридрих нуждался в примирении с Папой. Однако Статуты эти были использованы самим Фридрихом не столько для борьбы с отступниками от веры, сколько с подстрекателями против имперской власти, то есть, со сторонниками папы – ведь Фридрих ІІ был самым ожесточенным противником папства в Средневековье - и в 1246 году специальным декретом Фридрих уточняет, что имеет в виду и римских клириков, агитирующих против него.  Более того, за соблюдением этих Статутов должны были следить люди императора, а не доминиканцы, а вот доминиканцы в те времена, как правило, агитировали против императора. Более того, папа Григорий IX обвинял Фридриха в том, что он использует эти Статуты не для борьбы с еретиками, а с неугодными его государству людьми, поскольку юристы Фридриха на практике трактовали правовое сближение ереси и оскорбления величества, сделанное Иннокентием III не как то, что ересь одновременно является предательством государя, а как то, что предательство государя является ересью. И, несмотря на то, что эти Статуты должны были действовать на всей территории империи, на практике верные императору итальянские гибеллинские города, с полного попустительства императора, не вводили их в городские конституции.  Я не вижу ни одного задокументированного случая применения Статутов Фридриха в гибеллинских городах против еретиков, Из этого вполне можно сделать вывод, что охотой на еретиков Фридрих не занимался. Еще раз хочу подчеркнуть, что Статуты Фридриха против еретиков 1231 г. (которыми он должен был заплатить за снятие своего первого отлучения от Церкви) на итальянских имперских территориях не работали, и их приходилось в гибеллинских городах вводить силой, и под нажимом не императора, а Церкви. К тому же, Инквизиция в Италии стала вводиться в более-менее полной мере только после смерти Фридриха, после 1250 года, а до того у нее были сильно связаны руки.