Не может укрыться город, стоящий на верху горы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Иннокентий III как политик

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Традиционно об этом Папе Римском говорят в контексте двух часто осуждаемых политических мероприятий, произошедших в его понтификат. Первое - это Четвертый крестовый поход, завершившийся разграблением Константинополя и коллапсом Византии, а второе - это Альбигойский крестовый поход, направленный против еретиков-катаров. Но в этих двух случаях политика Иннокентия III хотя бы была "идейно окрашенной" - борясь с катарами, он противостоял ереси, вероучение которой расходилось с кафолическим христианством, а через захват Константинополя (который он первоначально осудил, так как надеялся, что крестоносцы выступят "по назначению" - против мусульман) он надеялся добиться прекращения схизмы и воссоединения церквей (разумеется, под своим чутким руководством). А вот политика данного Папы в отношении таких стран, как Священная Римская империя и Англия, преследовала единственную цель - установление своей политической супремации над Европой и недопущение чрезмерного усиления императорской власти.
Рассмотрим, например, его политику в отношении Англии, король которой Иоанн Безземельный с 1202 года вел неудачную войну против Франции - французский король Филипп II Август отнял у Англии Нормандию и Анжу и перенес боевые действия на территорию Аквитании. В 1207 году Иннокентий назначил кентерберийским архиепископом своего протеже Стефана Лэнгтона. Столкнувшись с отказом Иоанна утвердить его кандидатуру, Иннокентий III отлучил его от церкви и начал поддерживать врагов короля во главе с Филиппом-Августом. В 1212 году Иннокентий объявил, что освобождает англичан от присяги Иоанну; во Франции Филипп-Август подготавливал десант в Англию с целью восхождения на её престол. Но когда Иоанн признал Иннокентия III своим светским сюзереном, тот осудил организованные при участии того же Лэнгтона баронское движение и Великую хартию вольностей. Но Иннокентий и Иоанн очень вовремя умерли в 1216 году - а малолетний сын Иоанна Генрих III (вернее, его регент Уильям Маршалл) пошел баронам на уступки.
Ещё большей беспринципностью отличалась политика Иннокентия в отношении Священной Римской империи, а в особенности - по отношению к её северной части aka Германии. Там после смерти в 1197 году императора Генриха VI Гогенштауфена вспыхнула гражданская война между его младшим братом Филиппом, герцогом Швабским, и Оттоном, герцогом Брауншвейгским. В сущности, Иннокентия III не интересовало, кто из них победит - его главной задачей было добиться от эвентуального императора уступки ряда ленов в Италии (Равенны, Пентаполиса, Анконы и Сполето), а также не допустить захвата им Сицилийского королевства, светским сюзереном которого Папа (малолетний король Сицилии Фридрих Гогенштауфен, сын Генриха VI). Оттон согласился на уступку части итальянских владений империи, после чего Иннокентий поддержал его и отлучил Филиппа. Но к середине 0-ых годов XIII века стало ясно, что Оттон терпит поражение за поражением, а союзники-князья покидают его - так что уже в 1207 году отлучение с Филиппа Швабского было снято.
Но 21 июня 1208 года Филипп Швабский, готовящийся к решающей битве со сторонниками Оттона, был убит после пира в честь свадьбы своей племянницы. Сторонники Филиппа, лишившиеся вождя, были вынуждены избрать императором Оттона, захватившего владения своего покойного соперника - Швабию. Иннокентий III, как ни в чем не бывало, возобновил поддержку Оттона - который был 4 октября 1209 года коронован как император в Риме. Однако, уже в том же году между Папой и его протеже вспыхнул конфликт, когда Оттон попытался, пользуясь малолетством Фридриха Гогенштауфена, захватить Сицилийское королевство. В результате в 1212 году на деньги Иннокентия III и Филиппа-Августа Фридрих Гогенштауфен был избран императором южногерманскими князьями; к нему перешли швабы. 27 июля 1214 горда в битве при Бувине Оттон и его союзники - северогерманские князья и англичане - потерпели поражение от французов. Оттон удалился в свои владения. Хотя он и продолжал именовать себя императором, реально им стал Фридрих.
Беспринципная политика Иннокентия III бичуется в поэзии миннезингера Вальтера фон Фогельвайде, первоначально поддерживавшего Филиппа, а потом - Оттона. Так, он пишет: «В Риме я слышал, как врали и двух королей предавали... Тогда многие сложили мечи и снова взялись за епитрахиль: они отлучали от церкви всех, кого хотели, а не того, кого должны были бы". "Эй, как по-христиански смеется теперь Папа, рассказывая своим итальянцам: «... Я короновал двух алеманнов одним венцом, чтобы они сбили с толку всю империю и опустошили ее. А мы в это время наполняли свои лари. ... Их немецкое серебро перекочевало в мой итальянский сундук. Господа священники, ешьте курятину, пейте вино, и пусть немецкий люд тощает и постится»" Вот как он оценивает плоды папской политики для Германии: «Неверность поджидает в засаде, насилие разбойничает на дорогах, мир и право смертельно ранены...!»

Отредактировано Ганс Лемке (2016-06-26 13:49:42)

2

Подробнее по теме можно почитать книгу Бруно Глогера "Император, бог и дьявол"..

3

Я решил тему переместить. Во-первых, в связи с темой :), во-вторых, упражняясь в администрировании :)

4

Эррор Ляпсус написал(а):

Я решил тему переместить. Во-первых, в связи с темой :), во-вторых, упражняясь в администрировании :)

Не имею ничего против. Кстати, забавно, что, ЕМНИП, какой-то католический ЖЖ-юзер в свое время утверждал, что якобы за Magna Carta Англия должна благодарить именно Иннокентия III. Хотя в действительности он целиком и полностью осудил действия мятежных баронов против Иоанна.

5

И даже, по-моему, интердикт наложил.

6

Эррор Ляпсус написал(а):

И даже, по-моему, интердикт наложил.

Ага. Причем сначала шантажировал интердиктом Иоанна Безземельного, пока тот не признал себя его своим вассалом - а потом также применял его против противников Иоанна.  Вообще, ИМХО, именно при Иннокентии практика злоупотреблений интердиктами окончательно утвердилась - на это и Фогельвайде в своих стихотворениях жаловался. Впрочем, у немцев было сильно больше оснований не любить Иннокентия (и за это, и другое), чем у англичан.

Отредактировано Ганс Лемке (2016-06-26 19:21:19)

7

Ах да, не могу не дать ссылку на V том "Истории города Рима" Греговиуса, где как раз понтификат Иннокентия III описан "в красках":
http://www.uhlib.ru/istorija/istorija_g … #metkadoc4
"Иннокентий III, бывший настоящим Августом папства, не имел творческого гения Григория I или Григория VII, но он тем не менее был одним из самых значительных людей Средневековья. Это был ум серьезный, основательный, вдумчивый, настоящий властитель, государственный человек с проницательным пониманием, первосвященник, полный истинной горячей веры и в то же время безграничного честолюбия и устрашающей силы воли; смелый идеалист на папском престоле и вместе с тем вполне практический правитель и холодный юрист. Роль человека, который в спокойном величии действительно хотя бы в течение одного момента правит миром по своей воле, возвышенна и чудесна. Умно пользуясь историческими условиями, искусно применяя канонические законы и вымыслы и руководя религиозным чувством масс, он дал папству такую великую силу, что в своем властном течении оно неудержимо увлекало с собой государства, церкви и гражданское общество. Его завоевания, имевшие своей побудительной причиной исключительно силу церковной идеи, были, как и завоевания Гильдебранда, достойны удивления, принимая в соображение кратковременность его правления: Рим, Церковная область, Сицилия; Италия была у него в подданстве или признавала его своим протектором; Империя была отодвинута за Альпы и подчинялась решениям папского суда. Германия, Франция и Англия, Норвегия, Арагон, Леон, Венгрия, далекая Армения, королевства Востока и Запада признавали юрисдикцию папского трибунала. Процесс отвергнутой датчанки Ингеборги дал Иннокентию повод подчинить церковному закону могущественного короля Филиппа-Августа, а спор об инвеституре сделал его ленным властителем Англии, Его мастерские действия против английского короля, насильственно лишенного королевских прав, его притязание передать свободную Англию чужеземному государю Филиппу-Августу, безнаказанная игра, которую он позволял себе даже по отношению к этому монарху, его удачи и победы — такие дела поистине граничат с чудесным. Несчастный Иоанн в рабском страхе публично сложил с себя корону и получил ее, как податной вассал Святого престола, из рук Пандульфа, простого легата, но обладавшего истинно античной римской гордостью и римским мужеством. Знаменитая сцена в Дувре совершенно напоминает времена Древнего Рима, когда цари отдаленных стран по приказу проконсула слагали или снова брали свою диадему. Она блещет в истории папства, подобно сцене в Каноссе, как ее повторение <...> Счастье Иннокентия III было безгранично. Все мировые условия данного момента складывались в пользу этого папы и становились причиной его могущества. Он видел осуществление самых смелых мечтаний Гильдебранда о подчинении греческой церкви законам Рима, когда после завоевания Константинополя латинскими крестоносцами в греческой церкви были введены римские обряды. Ни один из пап не имел столь высокого и вместе с тем столь реального сознания своего могущества, как Иннокентий III, создававший и уничтожавший императоров и королей. Ни один папа не подошел настолько близко к смелой цели Григория VII сделать Европу римским леном, а церковь — мировым правительством. Длинный ряд его вассалов открывается королями, за которыми следовали князья, графы, епископы, города и владетели, которые только от этого папы получили ленные грамоты. Он терроризировал церковь: страх, который распространяли во всем человечестве повеления абсолютной власти Рима во времена Нерона или Траяна, был не больше рабского благоговения мира перед кроткими увещаниями или грозными перунами римлянина Иннокентия III, величественного священника, который мог говорить дрожащим королям языком Ветхого Завета: «Как в божественном ковчеге Завета лежал бич рядом со скрижалями закона, так и в груди папы покоится страшная сила разрушения и сладостная милость благоволения». Он сделал Святой престол троном догматической и церковно-правовой власти, политическим трибуналом народов Европы. В его эпоху Запад и Восток признавали, что центр тяжести всего нравственного и политического порядка находится в церкви, составляющей моральный мир, и в управляющем ею папе. В это время церковь занимала самое благоприятное положение, чем когда-либо в истории. Папство в лице Иннокентия III достигло головокружительной высоты, на которой оно не могло удержаться".

Отредактировано Ганс Лемке (2016-06-26 22:37:04)

8

По поводу "беспринципности" Иннокентия III я думаю, что это не была, строго говоря, "беспринципность" в нашем понимании. Там, скорее, был принцип (я думаю, вполне искренний) "моя власть от Бога, и все должны мне повиноваться, а если кто-то пытается моей власти не повиноваться, он оскорбляет не только меня (что я, как христианин, ещё мог бы простить), но и самого Бога".

В общем, как в "Крестоносцах" Сенкевича:

— Христос, Спаситель наш, простил на кресте разбойника и врагов Своих…
— Вот это речь, достойная благородного рыцаря! — сказал епископ Выш.
— Справедливые слова! Справедливые!
— Как же мог бы я не простить, — продолжал Куно, — если я не только христианин, но и монах? Посему как слуга Христов и монах я прощаю его от всей души, от всего сердца!
— Слава ему! — крикнул Повала из Тачева.
— Слава! — подхватили другие рыцари.
— Но, — сказал крестоносец, — среди вас я посол и олицетворяю величие своего ордена, который является орденом Христа. Кто нанес мне как послу оскорбление, тот оскорбил орден, кто же оскорбил орден, тот оскорбил самого Христа, а такое оскорбление я перед Богом и людьми не могу простить; если же закон ваш простит его, то пусть узнают об этом все христианские государи.

9

Эррор Ляпсус написал(а):

это не была, строго говоря, "беспринципность" в нашем понимании

Бесспорно, человек он был искренне верующий. Проблема в том, что довольно специфической особенностью католической церкви (за вычетом казуса альбигойцев - там, как к этому не относись, карали именно за ересь) было то, что основой их претензий к другим христианам были не столько богословские вопросы (типа пресловутого "филиокве" - недаром у католиков православные числились не "еретиками", а только "схизматиками", то есть "раскольниками"), а нежелание признавать верховенство Рима. Собственно, ЕМНИП, главной фишкой событий 1204 года было не то, что крестоносцы взяли и разграбили Константинополь, а то, что после этого Иннокентий III (первоначально осудивший захватчиков) начал претендовать на руководство православными церквями и склонять их в унию - см. истории типа предложения королевской короны Романа Мстиславичу, князю галицко-волынскому.

Отредактировано Ганс Лемке (2016-06-27 10:50:14)

10

- Так ведь Казань-то наша!
- Это вы поторопились!.. Ну, что уж теперь, не обратно же им возвращать? (с)

11

Кстати, тут есть ещё один забавный момент. Иннокентия III одни рисуют чуть ли не инициатором захвата Константинополя - а другие, наоборот, отмазывают его от этого дела, что он-де осудил (и даже, ЕМНИП, отлучил от церкви) захватчиков. При этом забывают тот момент, что "крестоносцы", захватившие Константинополь, прибыли туда первоначально не как завоеватели - а как реставраторы низвергнутого Исаака II Ангела, сын которого Алексей бежал в Европу. И не просто в Европу, а в Германию - ко двору Филиппа Швабского, главного противника Папства, женатого на сестре Алексея Ирине. Филипп Швабский очень любил свою жену, да и политика тогда вращалась во многом именно вокруг династических связей. Кроме того, посадив на трон Византии своего родственника - тестя или шурина - Филипп мог бы получить рычаги для воздействия на Папство (византийские войска могли десантироваться в Италии). Так что когда Иннокентий III осудил осуществивших захват крестоносцев, у него были и корыстные интересы.

12

Вот кто кому был друг, родственник, соперник по трону и т.д. - я всегда плохо запоминал. Слабый социальный интеллект, видимо :)

13

Эррор Ляпсус написал(а):

Вот кто кому был друг, родственник, соперник по трону и т.д. - я всегда плохо запоминал

Ну, в случае с тем же "крестовым походом" 1204 года показательно, что параллельно с походом ряда западноевропейских феодалов в Византию в то же самое время Филипп Швабский совершил поход в Тюрингию, в ходе которого нанес поражение сторонникам Оттона Брауншвейгского (на тот момент - креатуры Иннокентия III), после чего те начали массово переходить на его сторону. А в следующем году погиб в ходе похода в Польшу князь галицко-волынский Роман Мстиславич (отец знаменитого "короля Данилы") - шедший, судя по всему, на помощь Филиппу, так как у галицких князей были традиционные связи с императорским домом Штауфенов (подробнее - здесь: http://thietmar.narod.ru/articles/poxod … goda-1.htm ).

14

Ганс Лемке написал(а):

Не имею ничего против. Кстати, забавно, что, ЕМНИП, какой-то католический ЖЖ-юзер в свое время утверждал, что якобы за Magna Carta Англия должна благодарить именно Иннокентия III. Хотя в действительности он целиком и полностью осудил действия мятежных баронов против Иоанна.

Даже не сам Иннокентий. Есть постановление 4 Латеранского собора с осуждением Магна Карта