Не может укрыться город, стоящий на верху горы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Еретические истории

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Встреча с еретиками в дороге.
 
   В лето Господне 1273, за день до июльских календ, Гильём де Мольерес, священник, будучи приведён к присяге в качестве свидетеля и спрошен, видел ли он еретиков или вальденсов, слушал ли их или говорил с ними, сказал, что, когда он направлялся в римскую курию, он встретил человека по имени брат Бернар Бонпейн, уроженец Тулузы, из ордена братьев Святого Креста, с которым были две женщины, одну из которых называли "Добрая Женщина", а другую Везиада, и обе они жили в Тулузе, где Везиада была служанкой на улице у Малого Брода, а вторая - у Жака, возле дома братьев-проповедников, и с ними был ещё один человек по имени Бернар, жена и дети которого живут в Тулузе; и о брате Бернаре он [свидетель] думает, что он еретик.
   Спрошенный, почему он так думает, он сказал, что этот брат Бернар открыл ему, что он хочет уйти в Ломбардию, к еретикам, что он и сделал; также он намеревался отправиться на покаяние в Рим, а потом за море.
   Этот же свидетель сказал, что брат Бернар говорил ему, что не существует спасения ни в каком другом состоянии, кроме еретического.
   Он также сказал ему, что ни брак, ни исповедь ничего не значат, и римская церковь не является истинной церковью, потому что в ней нет ничего, кроме гордыни, но что церковь еретиков это истинная церковь.
   Этот же свидетель сообщил, что брат Бернар сказал ему, что у еретиков есть епископ и диаконы, и когда этот же свидетель спросил его, откуда они взялись, он ответил, что с самого начала у них один посвящал другого.
   Этот же свидетель сообщил, что когда он спросил, будет ли брат Бернар возвращаться в Тулузу, тот ответил что нет, разве что для мученичества; и он сказал, что нет смерти столь прекрасной, как смерть на костре.
   Также, когда этот свидетель сказал, что идёт в Рим исповедовать свои грехи, брат Бернар, ужаснувшись, спросил его, собирается ли он рассказывать, то, что он сказал ему, и не хочет ли он привести его к смерти, ведь тогда его нельзя будет назвать достойным доверия человеком.
   Также он сказал, что брат Бернар сказал ему, что его душа никогда не успокоится, пока он не переубедит всех, кто возражает ему.
   Также он сказал, что брат Бернар хочет направиться в Павию, где он найдёт его по возвращении, потому что он хотел найти там Понса де Гоммервиля и его сына, бежавших туда.
   Когда упомянутый свидетель был спрошен, ел ли он с братом Бернаром, он ответил, что нет, так как знал, что это за человек.
   Спрошенный о женщинах, последовали ли они за братом Бернаром, он сказал, что да, хотя он советовал им противоположное.
   Спрошенный о мужчине, который был с ними, он ответил, что он ушёл в Ломбардию и остался там, как и говорил ему - что не собирается возвращаться в свою землю.
   Спрошенный о времени, он сказал, что это было в день Вечери Господней [Страстной Четверг].
   Спрошенный о месте, он сказал, что это было между Луккой и Пистойей.
   Всё это он засвидетельствовал перед братом Ранульфом, инквизитором. Свидетели: брат Гильём де Лабарт, из ордена братьев-проповедников, и я, Бернар Бонет, общественный нотариус Тулузы, который записал всё это.

2

О противоречиях в показаниях и о том, что, видимо, надо было уйти в Ломбардию.
 
   В вышеуказанном году, на второй день июня, Петронилла, жена Дейде де Браса в Виллефрансе, в епархии Родез, будучи привлечена в качестве свидетеля, сказала, что она никогда не видела еретиков, за исключением тех, кто жил открыто, когда она была маленькой девочкой, но она никогда не поклонялась им и не верила, и не имела с ними никаких дел и связей. Спрошенная, видела ли она когда-нибудь изгнанных за ересь (бежавших из-за ереси?), она сказала, что да, однажды, человека, которого звали Гильём, и который сказал, что пришёл из окрестностей Альби. Он сказал упомянутой свидетельнице, что бежал из своей земли из страха перед инквизиторами, которые заточили его сестру и её мужа и что он бежал в Ломбардию и впоследствии вернулся. И упомянутый Гильём дважды был в доме упомянутой свидетельницы, принимавшей его у себя, и в одном из двух этих случаев он был там два дня, а в последнем одну ночь.
   Указанная свидетельница также сообщила, что упомянутый Гильём нашёл в Ломбардии плохое общество, и что его там приняли плохо, и он поэтому вернулся.
   Будучи спрошена, она также сказала, что упомянутый Гильём никогда не говорил ей, в каком месте он был в Ломбардии, или в каком городе, или видел ли он еретиков, или говорил ли с ними в Ломбардии.
   Спрошенная, был ли у неё когда-либо благословлённый еретиками хлеб или ела ли она его когда-нибудь, она ответила, что нет.
   Это она засвидетельствовала перед Ранульфом, инквизитором. Свидетели - брат Гильём де Лабарт, из ордена братьев-проповедников, и господин ... [здесь пропуск] из Верне, настоятель церкви Святого Феликса.
 
   В вышеуказанном году, на следующий день после рождества святого Иоанна Крестителя, упомянутая Петронилла добавила к своим признаниям, что некий ... из Ломбардии принёс ей хлеб, благословлённый еретиками, и дал ей, а она приняла.
   Указанная свидетельница добавила это перед братом Гильёмом де Лабартом, тогдашним заместителем брата Ранульфа, инквизитора. Свидетели: брат Александр из ордена проповедников, и я, Бернар Бонет, общественный нотариус Тулузы, который это записал.
 
   В вышеуказанном году, за пять дней до июльских нон, вышеупомянутая свидетельница Петронилла, приведённая к присяге, как заключённая, доставленная из тюрьмы, добавила к своему признанию, что она видела двух изгнанников за ересь в своём доме, и она дала им есть и пить из собственных припасов, и дала каждому из них полотняный колпак.
   Она также сказала, что они советовали ей отправиться вместе с ними в Ломбардию.

3

История, в которой упоминаются многие еретики.
 
   В этом же году за семь дней до июльских календ Петронилла, жена Гильёма де Кастанета, в Верфейле, епархия Родез, заключённая по причине ереси, доставленная из тюрьмы, приведенная к присяге в качестве свидетеля, и спрошенная, видела ли она когда-либо или слушала еретиков или ела вместе с ними, сказала, что да.
   Спрошенная о месте, она ответила, что видела двух еретиков в доме упомянутого Гильёма, её мужа.
   Спрошенная, ела ли она или пила с ними в этом доме, она ответила, что да, вместе с Гильёмом де Кастанетом и своей семьёй.
   Спрошенная, поклонялась ли она упомянутым еретикам, она сказала, что да.
   Спрошенная, в каком месте, она сказала, что дважды в доме своего мужа и один раз на своём участке за пределами деревни.
   Спрошенная, как она поклонялась им, она сказала, что преклоняла колени, говоря "Благословите меня".
   И они отвечали: "Пусть Дух Святой благословит тебя".
   Спрошенная об именах еретиков, она ответила, что не знает их.
   Спрошенная, верила ли она, что еретики были добрыми и праведными людьми, и что с их помощью можно спастись, она ответила, что да.
   Спрошенная, слушала ли она проповеди и увещевания этих еретиков, она сказала, что слушала.
   Упомянутая свидетельница также сказала, что Раймонда Аймери была в доме упомянутого Гильёма де Кастанета, и что когда она поклонялась упомянутым еретикам, эта Раймонда ела с ней и Гильёмом де Кастанетом в тот же день и вечером.
   Спрошенная, присутствовал ли при этом кто-то другой, она ответила, что нет.
   Также, эта же свидетельница сказала, что Сикард, Пейре и Гильём, изгнанные по причине ереси, приходили в дом упомянутой свидетельницы, и она принимала их как гостей, ела и пила с ними.
   Эта свидетельница также сказала, что Амблярд Вассаль, бежавший по причине ереси, вернувшись из Ломбардии, принёс им благословлённый еретиками хлеб от их имени.
   Упомянутая свидетельница также сказала, что этот Амблярд приветствовал её мужа, Гильёма де Кастанета, от имени Аймери дю Коллета, епископа еретиков.
   Эта свидетельница также сказала, что она ела этот благословлённый хлеб, и что эта свидетельница и её муж, Гильём де Кастанет, принимали этого Амблярда с великой радостью.
   Также упомянутая свидетельница сказала, что упомянутый Амблярд как беглец, вместе с другими беглецами, приходил в дом свидетельницы ещё два раза.
   Спрошенная о времени, когда она поклонялась упомянутым еретикам, она ответила: три года назад или около того.
   Также эта свидетельница сказала, что год назад, незадолго до дня блаженного Иоанна Крестителя, он принёс ей и её мужу благословлённый хлеб.
   Также эта свидетельница сказала, что два года назад или около того она видела и принимала вышеупомянутых беглецов.
   Всё это упомянутая свидетельница показала перед братом Гильёмом де Лабартом, замещающим брата Ранульфа, инквизитора. Свидетели: брат Александр из ордена проповедников, Сикард Люнель, и я, Бернар Бонет, общественный нотариус Тулузы, который записал это.

4

Продолжение показаний Петрониллы де Кастанет, в том числе и о вышеупомянутой Петронилле де Брас.
 
   В вышеуказанном году, на июльские календы, упомянутая свидетельница добавила к своему признанию, что однажды она посетила своего крёстного отца Дайде де Брас и крёстную мать Петрониллу, живущих в Виллефрансе, спала и ела в их доме. А утром, поскольку было воскресенье и люди ушли в церковь, эта свидетельница осталась одна с упомянутой Петрониллой, своей крёстной матерью, и когда она показала ей дом, зерно, вино и прочие вещи, она сказала, что все эти вещи от дьявола.
   Упомянутая свидетельница также сказала, что её крёстная сказала ей, что если бы она получила деньги, которые позволили бы ей отправиться в паломничество, в этом случае она бы бежала к добрым людям, то есть, к еретикам; в Ломбардию, где, как она верит, они находятся.
   Спрошенная о своей дочери, видела ли она еретиков, она ответила, что да, но она не знала, что они еретики.
   Спрошенная, ела ли её дочь благословлённый хлеб, она ответила, что да.
   Давая показания, в ответ на вопрос, ела ли эта свидетельница благословлённый еретиками хлеб, она ответила, что да.
   Также она сказала, что получила от своей крёстной матери подушку, которую Гальярд Бонет из Виллефранса послал ей, когда бежал в Ломбардию, потому что он знал, что Гильём де Кастанет был другом еретика Гильёма.
   Также, спрошенная, уходил ли когда-либо её муж в Ломбардию, она ответила, что нет, но она сказала, что он не хотел идти в Ломбардию, пока упомянутая свидетельница не захочет уйти вместе с упомянутым Гильёмом де Кастанетом.
   Эта свидетельница также сказала, что упомянутый Гильём де Кастанет сказал ей, что никто не может спастись, кроме как в секте еретиков, и что все видимые вещи были творением дьявола.
   Также, спрошенная, были ли у Гильёма де Кастанета, её мужа, близкие знакомые в деревне Верфейль, она сказала, что был Пьер де Фрузин, который был очень с ним близок.
   Также упомянутая свидетельница сказала, что Изарн де Кюйе, Амблярд Вассаль, Раймон де Коннак, которого также называют Гильём де Тресмезес, и Пейре Бес [Bes в тексте] ушли в Ломбардию.
   Спрошенная о времени, она ответила, что примерно за два года до последнего дня Всех Святых.
   Также она сказала, что когда упомянутые беглецы покинули Верфейль, они останавливались в Виллефрансе, в доме Дайде де Браса, и жена этого Дайде дала двум из них, а именно Изарну де Кюйе и Пейре Бесу льняные шапки, как она слышала от них.
   Также эта свидетельница сказала, что когда Геральду Бонету пришлось бежать в Ломбардию, он отдал Гильёму де Кастанету, её мужу, накидки (плащи, верхнюю одежду?), сказав, что он может взять себе одну, белую или коричневую.
   Также упомянутая свидетельница сказала, что на своей первой исповеди она со страху призналась, что поклонялась еретикам, тогда как она не делала этого, сказала эта свидетельница.
   Это упомянутая свидетельница показала перед братом Ранульфом, инквизитором. Свидетели: брат Пьер Арсиви (?), приор братьев-проповедников в Каркассоне, брат Гильём де Лабарт, брат Александр из ордена проповедников, и я, Бернар Бонет, общественный нотариус Тулузы, который записал это.
   И упомянутая свидетельница отреклась от ереси и присягнула в этом, и так далее, перед братом Ранульфом, инквизитором. Свидетели: господин Беренгар де Верне, и я, Бернар Бонет, нотариус, который записал это.

5

О нескольких бургундцах и одном оверньце, которые ничего не знают.
 
   В лето Господа нашего 1273, за день до июльских календ, Мишель де Пеш-Родиль, бургундец, живущий в Пеш-Родиле, епархия Родез, приведённый к присяге в качестве свидетеля и спрошенный по поводу ереси и вальденсианства, видел ли он еретиков, сказал, что абсолютно ничего не знает.
   В том же году и в вышеуказанный день Аймес, бургундец, из Альзонне в той же епархии, приведённый к присяге в качестве свидетеля и спрошенный о том же, сказал то же самое, что и первый свидетель.
   В том же году и в тот же день Иоанн Лерос, бургундец, живущий в Альзонне, в той же епархии, приведённый к присяге в качестве свидетеля, сказал то же, что и другие, за исключением того, что он добавил, что в своей родной стране, Бургундии, он видел, как сожгли двух вальденсов.
   В том же году и в вышеуказанный день Пейре де Пеш-Родиль, живущий в Пеш-Родиле, в той же епархии, приведённый к присяге в качестве свидетеля, будучи спрошен, ответил то же, что и первый свидетель.
   В том же году и в вышеуказанный день Пьер Бургундец, живущий в Альзонне, в той же епархии, приведённый к присяге в качестве свидетеля, сказал, что он ничего не знает.
   В том же году и в вышеуказанный день Гарм Бургундец, живущий в Альзонне, приведённый к присяге в качестве свидетеля, сказал, что он ничего не знает.
   В том же году и в вышеуказанный день Иоанн Бланкар, овернец, живущий в Альзонне, в той же епархии, приведённый к присяге в качестве свидетеля, будучи спрошен, сказал, что он ничего не знает.
   В том же году и в вышеуказанный день, Геральд де Верди, живущий в Паулхаке (?), в епархии Родез, приведённый к присяге в качестве свидетеля и спрошенный по поводу ереси, сказал, что он ничего не знает.

6

История, в которой происходят арест, бегство, тайная переписка и попытка к самоубийству.
 
  В вышеуказанном году, в среду перед праздником престола святого Петра, вышеупомянутый Бернар Риваль, проведя долгое время в тюрьме, исправил свои показания [протокол предыдущего допроса в сборнике отсутствует], и сказал, что однажды в Аурине он видел Раймона Давида и Бернара Растеля, его компаньона, еретиков, на участке Растеля. И там он дважды поклонялся им, по обычаю преклоняя перед ними колени и говоря 'Благословите меня', как эти еретики научили его. И они отвечали: 'Да благословит тебя Бог'.
  Спрошенный о времени, он ответил, что это было двадцать пять лет назад или около того.
  Также он сказал, что видел этих еретиков в приходе Сент-Аполлон, в местечке под названием 'Гран Фон', и приветствовал их; и он считает, что они покинули Аурин. Это было в то же время.
  Также он сказал, что видел этих еретиков в приходе Сент-Андрэ Ассерского (?) и поклонялся им. Это было в то же время.
  Также он сказал, что видел Раймона Давида и Пейре Боера де Вареннес, в своём доме (в тексте 'в доме этого свидетеля'), на ферме Риваль, и они провели там три дня и три ночи. Он принимал их там ради Пажесии, своей покойной жены, но сам этот свидетель не видел их кроме как один раз ночью. И тот же свидетель, и упомянутая Пажесия, жена этого свидетеля, и Грас, их посланник из Гауре (Гавра?) слушали слова и наставления этих еретиков. И этот свидетель, и упомянутая Пажесия поклонялись им.
  Он также сказал, что Бернарда, его дочь, тогда девочка одиннадцати лет или около того, и Понс, его сын, тогда мальчик восьми лет или около того, были в вышеупомянутом доме. Этот свидетель, однако, не помнит, видел ли их вместе с упомянутыми еретиками; но они хорошо знали, что те были в доме.
  Однако этот свидетель полагает, что его дети не знали, что за люди упомянутые еретики.
  Спрошенный о времени, он сказал, что это было двадцать пять лет назад или около того.
  Этот свидетель также добавил, что он и Пажесия, жена этого свидетеля, и Грас, их вышеупомянутый посланник, ели хлеб, благословлённый вышеупомянутыми еретиками; но вышеупомянутый Грас был подростком двенадцати лет и не поклонялся им.
  Также он сказал, что видел вышеупомянутого Раймона Давида и Бернара Растеля, еретиков, в вышеупомянутом приходе Святого Андрэ Ассерского (?), в лесу (роще?) в Вакаирили (?), и там он поклонялся им как описано выше.
  Спрошенный о времени, он сказал, что это было двадцать четыре года назад или около того.
  Также он сказал, что когда Понс де Сент-Фуа, диакон еретиков, уроженец Ланта, и Бернар Растель, еретики, были схвачены внутри стен и в лесу (?) покойного Понса де Монса, между Караманом и Ланта, два других еретика бежали, а именно вышеупомянутый Раймон Давид и Гильём Иоанн, и они бежали к Аурину, к недавно посаженному винограднику Понса Растеля, который свидетель и этот Понс подрезали, и там они говорили с этим Понсом Растелем, братом одного из схваченных еретиков, и с этим свидетелем.
  И там они договорились, что этот Понс Растель должен немедленно отправиться в Карагуд, к Бертрану Аламану, другу еретиков, и сказать этому Бертрану от имени этих еретиков, что он должен взять восковую табличку для вышеупомянутого диакона еретиков, на которой этот диакон должен был написать, кого он хочет видеть на своём месте, и он [Понс Растель] должен принести обратно вышеупомянутую восковую табличку, надписанную таким образом и отдать упомянутым еретикам, которые бежали. И как только он договорился с вышеупомянутыми еретиками, упомянутый Понс Растель немедленно пошёл к Бертрану Аламану и передал ему вышеупомянутые слова от имени еретиков. И когда он сказал вышеупомянутые слова и дал ему восковую табличку, этот Бертран сразу же пошёл с указанной восковой табличкой в Боннак, где содержались в заключении вышеупомянутые еретики. И, сказавши охранникам, что хочет видеть их и хочет попробовать посмотреть, не захотят ли они обратиться (раскаяться?), он добился, чтобы его впустили, и дал восковую табличку упомянутому диакону для написания. И когда это было написано, он забрал её и вернулся к еретикам, как потом сообщил этому свидетелю Понс Растель. И упомянутый диакон написал на вышеупомянутой восковой табличке, что он хочет, чтобы диаконом вместо него был Гильём Иоанн, еретик, который был его спутником и бежал. И затем этот Гильём Иоанн отправился в Монсегюр для рукоположения, где он был сожжён вместе с другими, ибо это было время, когда Монсегюр был взят.
  Также он сказал, что слышал, что Гильельма, жена Виталя с фермы (?) в Ауринхоле, прихожанина Сент-Мелани, ушла в Ломбардию к еретикам, а с ней Пётр, её сын, которого также называли 'Тулузцем' (?). И этот свидетель полагает, что Понс, другой сын упомянутой Гильельмы, и Брито, её племянник, сопровождали её, везя её на кобыле из одного места в другое (?); и этот же свидетель слышал, что они шли вместе с Раймоном Сайксом из Карамана. И это было примерно за год до последней Пасхи, когда упомянутая женщина и её сын ушли.
  Будучи спрошен, он сказал, что больше не знает ничего по поводу ереси.
  Он верил, что упомянутые еретики были добрыми и праведными людьми, и что у них была хорошая вера, и что можно спастись с их помощью. И если бы он умирал, он бы хотел умереть при них. И он пребывал в этой вере пятнадцать лет.
  Это он засвидетельствовал перед братьями из ордена проповедников, Ранульфом де Плассаком и Понсом де Парнаком, инквизиторами. Свидетели: господин Беренгар де Верне, Гильём де Конкотс, Сикард Люнель и я, Ато де Сент-Виктор, общественный нотариус инквизиции, который записал всё это.
  В вышеуказанном году, вечером в воскресенье Великого Поста, вышеупомянутый Бернар Риваль, долгое время содержавшийся и находящийся в тюрьме до сих пор в кандалах, потому что его признание посчитали неполным, был найден с раной на голове. И он признался мне Ато, вышеупомянутому нотариусу, который пришёл в тюрьму, чтобы видеть этого Бернара и слышать, если он захочет признаться в чём-то ещё, что он сам нанёс себе удар и рану в голову, желая умереть и пытаясь убить себя.
  Свидетели всего этого Бернар Бонет, Сикард Люнель, тюремщик Жак, и я, вышеупомянутый Ато де Сент-Виктор, общественный нотариус инквизиции, который записал всё это.

7

О том, как доминиканцев и францисканцев обидели со ссылкой на Евангелие.
 
  В лето Господа нашего 1273, за семь дней до июльских ид, Гильём Фурнье (или Гильём Пекарь), проживающий возле госпиталя Святой Троицы, приведённый к присяге в качестве свидетеля и спрошенный по поводу ереси, сказал, что он никогда не видел и не слышал еретиков или вальденсов.
  Спрошенный, знает ли он что-либо о других, он сказал, что подозревал в ереси одного человека, а именно Бернара Демьера, токаря, из прихода Даураде, живущего на улице Токарей в Ла-Пьере.
  Спрошенный, почему он подозревал его, он сказал, что когда однажды он был в церкви Святого Петра (?) с упомянутым Бернаром, упомянутый Бернар показал ему на изображения святых, которые пострадали за Христа, и упомянутый Бернар сказал упомянутому свидетелю, что сейчас, как и раньше добрые люди подвергаются преследованию со стороны злых.
  Упомянутый Бернар также сказал, что 'меньшие братья' [францисканцы] и 'братья-проповедники' [доминиканцы] есть те, о ком Господь говорил в Евангелии, сказав: 'остерегайтесь лжепророков'. И когда упомянутый свидетель возразил, что это были еретики [видимо, те, кто подвергаются преследованию], вышеупомянутый Бернар ответил, что, наоборот, 'братья-проповедники' и 'меньшие братья' - это те, кто преследует добрых людей.
  Также упомянутый свидетель сказал, что упомянутый Бернар спросил его: 'Веришь ли ты, что человеческие души созданы на небе, а тела - на земле?'. И когда упомянутый свидетель в ответ спросил его, что он хочет этим сказать, и не хочет ли он сказать, что тела создал дьявол, Бернар ответил, что он не хотел этого сказать, но, что если бы он услышал это, то благословил бы (этот ответ?).

8

О деньгах и о блужданиях.
 
  В вышеуказанном году, на следующий день после дня святого Варфоломея, вышеупомянутый свидетель исправил и дополнил свою исповедь, сказав, что он говорил с Аладаикой (?), женой Эна Бугареля из Пальвиля, чтобы она поговорила с Пейре Маурелем, чтобы он взял её с собой в Ломбардию к еретикам (?), и они дали бы ему [или ей] деньги для покрытия расходов.
  Спрошенный о том, кто хотел уйти, он сказал, что и сам не знал, и Аладаика не хотела ему это открыть. Однако она сказала ему, что у церкви есть несколько добрых и могущественных друзей в этой стране, от которых она [церковь] получает деньги, так как от бедных она могла бы получить мало или вообще ничего.
  Это он засвидетельствовал перед братом Ранульфом, инквизитором. Свидетели: брат Гильём де Лабарт из ордена проповедников, и я Ато де Сент-Виктор, нотариус инквизиции, который записал это.
  В вышеуказанном году, за два дня до сентябрьских нон, вышеупомянутый свидетель признался и сказал, что недавно, из страха перед инквизиторами, он покинул Тулузу, и бежал, блуждая в малонаселённых местах вокруг Верфейля, и отсутствовал четыре дня вопреки данной им клятве не отлучаться без разрешения инквизиторов.

9

История о путешествии в Италию, и о том, как молятся еретики.
 
  В вышеуказанном году, в день Святого Бернара, приведённый к исповеди мальчик Альдрик, сын Раймона Сайкса из Карамана, на просьбу говорить правду по поводу ереси как о себе, так и о других, сказал, что в этом году после Пасхи он покинул Караман вместе с вышеуказанным отцом, и оттуда они пришли в Сен-Мартен-Лаланд. И там они нашли Пейре Мауреля из Ауриака и Гильёма Боера из Карамана, и Фабриссу, жену Вассарона де Камбьяка, бежавших по причине ереси. И все вышеупомянутые беглецы поселились вместе, в упомянутой деревне Сен-Мартен, в доме одной женщины, имя которой он не знает, которая жила в полном одиночестве, не имея хозяйства, на окраине этой деревни. И они спали, жили, ели и пили у этой женщины в течение восьми дней. Эта женщина, их хозяйка, знала всё о вышеупомянутых беглецах. И упомянутый Пейре Маурель ушёл оттуда в Лиму и привёл оттуда трёх женщин и одного мальчика. Двух из этих женщин звали Гильельма, а третью Каталана, а мальчика звали Раймон, сын упомянутой Каталаны. И оттуда этот Пейре Маурель взял их в Безье, где они нашли Раймона Сайкса и его сына, рассказывающего это (?), и вышеупомянутых Гильёма Боера и Фабриссу. И оттуда они пришли в Бокер, а оттуда они пошли в Ломбардию, а оттуда они пришли в Кунео, и там они спали в доме одной женщины, которую звали Арнальда, и которая из этой (?) страны. И там они нашли брата Пейре Мауреля, которого звали Пейре Галиард. И оттуда они пришли в Асти, а оттуда в Алессандрию, где они нашли другого брата Пейре Мауреля по имени Бернар. И оттуда они пришли в Павию, и спали в доме одного ломбардца, которого звали Раймон Гальтеро. А Гильём Боер, вышеупомянутый ткач, остался там.
  Он также сказал, что они были в Мантуе, и нашли там двух мужчин из Лиму, одного из которых называли Раймон из Лиму, ткач, а как звали другого, он не знает. И оттуда они пришли в Кремону, а оттуда в Милан, а оттуда они вернулись в Кунео, а оттуда к себе, в Кастельнодари, домой, в Эн Касали. И мальчик, который это рассказывает, остался там, а его отец ушёл и пришёл в Сегревиль, в дом Гильёма Моко, своего тестя.
  Этот свидетель также сказал, что когда они были в Павии, они нашли там Раймона Адальберта и Иоанна Фабри (или Иоанна, кузнеца). И этот Иоанн Фабри научил его поклоняться добрым людям и говорить 'Благословите нас' и 'Окажите нам милость' и другие слова, которые еретики говорят при поклонении, а именно: 'Пусть Отец, и Сын, и Святой Дух будут милостивы к вам и простят вам все ваши грехи'. И тогда они читали 'Отче наш', говоря в середине 'хлеб наш сверхсущностный'. И в конце 'Отче наш' они поклонялись и говорили: 'Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, во веки веков, аминь. Да благословят нас Отец и Сын, вместе с Духом Святым. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да пребудет со всеми нами, аминь'. И тогда они поклонялись, и говорили 'Благословите нас' и 'Окажите нам милость', а еретики тогда отвечали 'Да благословит вас Господь'.
  И тогда он также сказал, что вышеупомянутый Иоанн Фабри, наставлявший его в учении еретиков, дал ему пояс для ношения.
  Это упомянутый свидетель засвидетельствовал перед братом Ранульфом де Плассаком, инквизитором. Свидетели: брат Гильём де Лабарт, из ордена братьев-проповедников, и я Бернар Бонет, общественный нотариус, который записал это.
 
  Также в лето Господа нашего 1274, за четыре дня до майских ид, вышеупомянутый Альдрик, будучи вызван, добавил, что однажды он поклонялся вышеупомянутым еретикам, трижды говоря 'Благословите меня' и преклоняя колени, по обычаю еретиков.
  Это он засвидетельствовал перед братом Ранульфом, инквизитором. Свидетели: господин Иоанн де Вауре (Бауре?) и брат Арнольд Гервази, и господин Беренгар де Верне, который записал это.

10

История об оскорблениях религиозных чувств и о разочаровании в силе молитвы.
 
  В вышеуказанном году, в праздник Сен-Дени [9 октября 1273] Дюран из Руффиака в Люмьере (?), из прихода Сен-Сернен в Руффиаке, в епархии Родез, будучи приведён к присяге в качестве свидетеля и допрошен по поводу ереси и вальденсианства, ничего не сказал, как и недавно (незадолго до этого?).
  Однако после сокрытия и умалчивания правды, он сказал, что говорил, в человеческом теле нет души, кроме крови (?).
  Спрошенный, как часто он это говорил, он сказал, что два или три раза.
  Спрошенный, где он произносил эти слова, он сказал, что как-то раз на рынке в Кайлусе, в общей часовне.
  Спрошенный о других местах, он сказал, что не помнит.
  Спрошенный о времени, он сказал, что в последние пять лет; а спрошенный о том, кто при этом присутствовал, он назвал Уго де Пальгареля (?) и Понса де Ливрона из Кайлуса.
  Спрошенный, что побудило его это сказать, он ответил, что Понс де Ливрон, говоря с ним и вышеназванным Уго де Пальгарелем, сказал в шутку: 'Позаботьтесь о своих душах, потому что вы уже достаточно заботитесь о своих телах' (?); на что этот свидетель ответил ему, сказав: 'А вы верите, что в человеческом теле есть душа, помимо крови?'. Вот что побудило его сказать вышеупомянутые слова.
  Будучи спрошен, верил ли свидетель в то, что он высказал в своей компании, он сказал, что нет, и не верит в это сейчас.
  Также, спрошенный, говорил ли он когда-нибудь, что даже если бы тело Христово было размером с гору, клирики давно бы съели его, он сказал, что да.
  Спрошенный, как часто он это говорил, он сказал, что один раз.
  Спрошенный, где [он это говорил], он сказал, что не помнит.
  Спрошенный о свидетелях, он сказал, что не помнит.
  Спрошенный о времени, он сказал, что не помнит, но полагает, что это было где-то в последние десять лет.
  Спрошенный, верит ли он в то, что сказал о теле Господнем, он сказал, что на самом деле нет, и что он, как и другие верующие, верит, что святые дары - это истинный Бог и истинный человек.
  Спрошенный, говорил ли он когда-либо, что человек, упустивший выгоду, боясь греха, глуп, он сказал, что да.
  Спрошенный, как часто он это говорил, он сказал, что один раз.
  Спрошенный, где [он это говорил], он сказал, что не помнит.
  Спрошенный о свидетелях, он назвал Гримальда де Люмьера.
  Спрошенный о времени, он сказал, что в последние пять лет.
  Спрошенный, верил ли он в то, что утверждал, что нет, и что на самом деле он считает, что ростовщичество это грабёж, и прочая незаконная и несправедливая прибыль грешна.
 
  Также, спрошенный, говорил ли он когда-нибудь, что Бог никогда не забирает те вещи, которые создал или другие хорошие вещи (?), он сказал, что нет. Он также не слышал такого ни от кого, насколько может вспомнить.
  Спрошенный, говорил ли он когда-нибудь, что Святой Лаврентий и другие мученики претерпевали мученичество вынужденно, он сказал, что однажды, когда Гримальд де Люмьер, священник, рассказывая о страстях Святого Лаврентия, сказал, что он претерпел мученичество по своей воле, этот свидетель ответил: 'Нет, по сути, он был приведён людьми к мученичеству силой и против его воли'.
  Спрошенный о месте, он сказал, что это было в Люмьере возле пекарни.
  Спрошенный о времени, он сказал, что это было в течение последнего года.
  Спрошенный о свидетелях, он назвал упомянутого Гримальда, а о других он не помнит.
  Спрошенный, верил ли он или верит в то, что утверждал о Святом Лаврентии, он сказал, что нет, а считает, что он пострадал добровольно за веру в Христа.
  Также, спрошенный, говорил ли он когда-либо, что не Бог, а сырость и гниль земли дают зёрнам расти и всходить в полях, он сказал, что говорил не так и не в такой форме, но, однако, он сказал, что зёрна не прорастут и не взойдут без гниения в земле (?).
  Также, спрошенный, говорил ли он когда-либо, что желает посетить церковь Сент-Сабин в епархии Альби, и что в доме этого свидетеля столько же добродетели, сколько в этой церкви (?), он сказал, что нет.
  Также, спрошенный, говорил ли он, что божественная сила не так велика, как проповедуют, он сказал, что нет.
  Также, спрошенный, говорил ли он когда-либо, что в юности он часто крестился, но ничего хорошего с ним не происходило, а когда он вырос и перестал креститься, с ним произошло много хорошего, он сказал, что не помнит, чтобы он когда-нибудь такое говорил.
  Это он засвидетельствовал перед братом Ранульфом, инквизитором. Свидетели: брат Гильём де Лабарт, из ордена братьев-проповедников, господин Беренгар де Верне, Гильём де Конкотс, и я, Ато де Сент-Виктор, общественный нотариус инквизиции, который записал это.
 
  В вышеуказанном году, на следующий день после Сен-Дени [10 октября 1273], вышеуказанный свидетель дополнил свою исповедь, сказав о вышеуказанном пункте про посещение церкви Сент-Сабин, что в этом году, во время последней Пасхи, когда он увидел, что некоторые мужчины и женщины собираются посетить церковь Сен-Сабин, он сказал при вышеупомянутом Гримальде и Иоанне де Руффиаке, своём сыне: 'Что эти люди ищут в Сен-Сабин, и что они там находят? Не лучше ли им было обратиться к Святому Петру и Святому Иоанну, и другим святым, которые были ближе к Иисусу Христу?'.
  Также - о вышеупомянутом пункте, касающемся божественной силы - он добавил, что когда его сын по имени Пейре де Руффиак, которого этот свидетель очень любил, отправился за море с торговцами в Александрию четыре года назад, этот свидетель день и ночь молился и просил Бога вернуть его живым и здоровым, и наконец узнал, что он умер в Акре. И, крайне огорчённый этим, он сказал, что для человека одинакового хорошо (без разницы?) молиться Богу или не делать этого.